Чаще всего слово “шлагбаум” ассоциируется с механизмом, не допускающим выезд автомобильного потока на железнодорожное полотно. Сегодня же их используют повсеместно, а не только на железнодорожных переездах. Изначально устройство шлагбаума состояло из деревянных балок. Ими перекрывали въезд в город, а рядом размещалась будка дежурного с контрольно-пропускным пунктом. И даже сейчас их значение не изменилось, и, как правило, используют эти конструкции с той же целью: пропуск отдельных объектов. В отличие от ворот, шлагбаум имеет ограничительную функцию. Им удобно оградить проезд на территорию предприятия или частной собственности. Часто шлагбаумы размещают на въездах и выездах организаций или охраняемых объектов, отдельных автомобильных стоянках или парковках больших торговых центров. Конечно, человеку проникнуть на огражденные территории нетрудно, ведь если шлагбаум не зафиксирован, то его легко сдвинуть с места или обойти.
Простая механическая конструкция состоит из двух главных элементов – стрелы и стойки.
Стойка служит основой, на которую крепится механизм. Обычно ее изготавливают из крепких материалов, неподвластных коррозии или вандализму. Стрела является, собственно, преграждающим элементом. Для изготовления стрелы используют разнообразные материалы – от дерева до нержавеющей стали или специального сверхпрочного сплава, а ее длина отвечает ширине охраняемого пути. В спокойном положении стрела шлагбаума размещена горизонтально, а в процессе работы механизма она поднимается вверх.
Для большего комфорта сегодня устанавливают автоматические системы. Устройство автоматического шлагбаума отличается от механического наличием силового механизма, в основе которого электронный блок управления. К тому же системы современных автоматических шлагбаумов оснащены редукторами, электродвигателями и балансировочными пружинами, благодаря которым стрела приходит в движение. Вместе с крепежным механизмом в корпусе размещен аккумулятор. Изготовленный из алюминия, он облегчает конструкцию и можно обойтись без мощного электродвигателя.
В новых автоматических шлагбаумах можно использовать и дистанционный режим управления. Тогда проезд на территорию будет возможен после считывания карты, ввода кодовой записи или после нажатия кнопки. Подключение дополнительного приемника радиоуправления позволит проезжающему сэкономить время и, не выходя из автомобиля, активизировать механизм нажатием кнопки на брелке.
Для усовершенствования и усиления безопасности на автоматические шлагбаумы устанавливают металлодетектор, фотоэлемент или электромагнитный датчик. Они позволяют не травмировать автомобиль в процессе проезда. С этой же целью уместно доукомплектовать стрелу автоматического шлагбаума сигнальными маячками или лампами, тогда использование конструкции ночью будет безопасным.
Устанавливают шлагбаум на фундамент, это особенно важно, если длина стрелы превышает 3 м (максимально допустимая длина составляет 12 м). В случае, если ширина ограждаемого пути слишком велика, есть смысл установить две автоматические конструкции, вступающих в действие одновременно. На случай отсутствия электричества автоматический шлагбаум должен обладать системой механического подъема стрелы, а если его используют в помещении, высота которого ограничена, то есть резон приобрести специальное устройство, которое складывает стрелу.
Для автомобильных стоянок можно подключить специальную систему для подсчета и распознавания автомобилей. Суть ее работы в том, что на припаркованные автомобили наносятся идентифицирующие метки. Подъезжая к шлагбауму, контроллер считывает их и подает сигнал на открытие. Для пожарной или противоугонной безопасности можно установить специальную плату, подключенную к сигнализации.
Перед установкой шлагбаума нужно сделать фундамент, и чем крепче он будет, тем лучше. Глубина его должна быть не меньше 0.5 м, а для прочности можно сделать опалубку из стального уголка. К опалубке крепится металлическая закладная, в которой фиксируются изогнутые шпильки длиной 12 см. Чтобы забетонированная закладная хорошо окрепла должно пройти около недели.
Параллельно нужно позаботиться и о электропроводке. Провода для безопасности лучше всего проложить в водопроводных шлангах, а количество их должно отвечать количеству желаемых функций: наличию фотоэлементов, всевозможных плат, осветительных приборов и т. п.
На подготовленный фундамент устанавливаем тумбу. На этом этапе используем уровень и, если нужно, регулируем его. Когда убедились, что плоскость ровная, фиксируем тумбу с помощью гаек и болтов. Для стрелы готовим специальную подставку, устанавливая ее на забетонированную площадку.
Чтобы отрегулировать стрелу шлагбаума, используем ключ на 14. Если вы все правильно сделали, то стрела остается зафиксированной в 3 положениях: горизонтально, вертикально и под углом 45 градусов. После этого останется подключить плату к электропроводке (клеммы N и L).
Если от электроники вы далеки, то для подключения плат и кнопок лучше пригласить специалиста, тогда будете уверены, что установленный вами прочный шлагбаум прослужит десятилетия.