Самыми прогрессивными, современными и удобными считаются откатные ворота. Само название подчеркивает особенность их конструкции. Они откатываются в сторону по специальным направляющим вдоль стены или забора параллельно земле и существуют уже многие десятилетия, но в последнее время (за последние десять лет) их популярность и спрос на них значительно возросли.
Не так давно были разработаны принципиально новые и более совершенные конструкции механизмов откатных ворот, которым не требуются ни верхние, ни нижние направляющие. Благодаря новым разработкам они не требуют и ухода за ними, тогда как раньше все техобслуживание сводилось в основном к смазке роликов и подшипников на воротах и очистке их от грязи.
На данном этапе современные виды откатных ворот двигаются благодаря тому, что в них применен механизм нового типа. Металлический профиль (балка) движется по роликовым (жестко закрепленным) тележкам. Так как эти роликовые тележки находятся внутри заваренной балки, то в них не попадают ни грязь, ни снег, и поэтому неблагоприятные условия погоды не влияют на механизм откатных ворот. Сама профильная балка приварена к их каркасу.
Так как в роликовых тележках применяются закрытые подшипники скольжения, то смазка им не нужна (она заложена в них заводом-производителем подшипников). В каждой такой тележке используется по 8 полностью закрытых подшипников скольжения, и это обеспечивает долгие годы работы без отказа.
Новая конструкция механизма откатных ворот может устанавливаться своими руками как внутри двора, так и снаружи (предусмотрена и такая возможность). Они двигаются в любую сторону, независимо от конструкции, лишь бы на пути не было препятствий. Их поверхность обшивается деревом, профнастилом (пластик, металл), они могут быть коваными или покрываться металлическим листом.
Неоспоримые преимущества откатных ворот перед обычными – это надежность и простота в управлении. Их легко можно автоматизировать своими руками, при открытии или закрытии они не занимают места, тогда как обычные перегораживают половину двора. Механизм не требует очистки (например, от снега) и обслуживания. Многие варианты двигаются бесшумно и даже не касаются земли. Даже при отсутствии питания их можно (приложив некоторое усилие) открыть своими руками.
Главный и самый основной недостаток откатных ворот – наличие свободного места для их откатки и то, что они при этом не должны перекрывать калитку.
Они должны откатываться в сторону, которая прямо противоположна по отношению к размещению калитки (если калитка расположена слева от ворот, то они должны катиться в правую сторону). Расстояние, необходимое для их откатки, должно быть в 1,5 раза больше, чем длина проема. Например, если ширина проема – 5 м, то расстояние откатки составит 7,5 м.
5 м*1,5 = 7,5 м
Следующий недостаток заключается в том, что фундамент ворот и столбы обязательно нужно забетонировать.
Преимущества:
Недостатки:
Если вы учли все вышесказанное и при этом оказалось, что преимуществ у вас больше, чем недостатков, можно смело приступать к постройке и изготовить самодельный механизм откатных ворот. Легче всего изготовить механизм старого типа с направляющими и роликами, так как роликовые тележки стоят довольно дорого, а отдельные ролики можно легко купить на соответствующем рынке («барахолке»).
В специализированных магазинах и на фирмах с успехом можно закупить всю фурнитуру для изготовления механизма. В комплект входит направляющий рельс, роликовые тележки, трубы и др. Но так как механизм откатных ворот является их неотъемлемой частью, то и рассмотрим все производство в комплексе.
Сначала надо изготовить несущие столбы и установить их. Для столбов подойдет профильная труба из металла сечением 100х100 мм, бетонные столбы или (не рекомендуется) деревянный брус из твердых пород дерева. Несущие столбы необходимо забетонировать на глубину более 1 м. Можно изготовить и кирпичные столбы с арматурой внутри и предусмотреть уголок или выпустить арматуру внутрь вашего двора для приваривания стоек. Желательно выпустить арматуру на трех уровнях: нижнем (20-50 см), среднем (зависит от высоты ваших ворот) и верхнем (20-50 см от верхнего уровня).
Фундамент необходимо расположить вдоль вашего забора в сторону открывания новых откатных ворот и забетонировать своими руками на глубину более 1 м (это глубина промерзания верхнего слоя грунта). Для этого понадобится вырыть траншею глубиной 1 м, шириной 0,3-0,4 м и длиной 50% от размера проема ваших ворот. Так, если проем имеет размер 5 м, то вырытая траншея должна быть более 2,5 м.
Далее приступаем к изготовлению металлической части фундамента ворот. Для этого вам понадобится один металлический швеллер на всю длину фундамента, шириной 16-20 см. К нему приваривается от 8 до 10 ножек из арматуры или металлического прута диаметром 10-14 мм.
Затем швеллер укладывается в вырытую траншею ножками вниз и бетонируется специально изготовленным бетоном. Для бетона готовится смесь щебня, речного песка и цемента в соотношении 4:1. Лучше всего подойдет щебень мелкой фракции. Можно исходить из такого расчета, что для откатных ворот среднего размера необходимо 80-120 кг цемента, 300-500 кг щебня и 300-500 кг песка.
При бетонировании фундамента бетон заливается вровень со швеллером, чтобы не образовались пустоты, и выстаивается не менее 7 дней для полного схватывания бетона. Это необходимо для последующего монтажа. За 7 дней можно своими руками изготовить сдвижные ворота.
Сначала удалим из металлических профилированных труб и направляющего рельса масляные отложения и следы коррозии. Для этого можно вооружиться угловой шлифмашиной (болгаркой) с металлической щеткой. При любой работе электроинструментом пользуйтесь защитными очками, чтобы в глаза не попала окалина, металлическая стружка или опилки.
Очищенные трубы обязательно обезжириваются бензином или специальным растворителем. После этого необходимо загрунтовать поверхность (нанести антикоррозийную грунтовку) грунтовкой для эмалевых или алкидных красок и дать ей время просохнуть. Грунтовку удобно наносить двумя методами: кистью или с помощью краскопульта. Краскопульт (если вы умеете пользоваться им профессионально) придает поверхности красивый внешний вид (под глянец), а кисть (путем нанесения толстого защитного слоя) – высокую антикоррозионную способность.
После этого варим раму. Берем направляющий рельс (6 м), располагаем его разрезом вниз на ровной поверхности и привариваем профильную трубу 60х30х2 мм прихватками по 2-3 см с расстоянием между ними 20-25 см. Далее устанавливаем и привариваем на эту трубу вертикальные стойки, изготовленные из трубы 60х30х2 мм, предварительно выверив их угольником (90 градусов).
Затем завариваем верхнюю трубу 60х30х2 мм, проверяем углы угольником и привариваем противовес (треугольник). Наружная рама откатных ворот готова. Теперь ввариваем своими руками внутреннюю трубу сечением 40х20х2 мм. Рама готова. Необходимо зашлифовать швы шлифовальным кругом или болгаркой и нанести грунтовку на полотно.
Затем приступаем к окраске рамы (кистью или краскопультом) алкидными эмалями или красками для наружных работ (приобретаются в строительном магазине). После высыхания краски начинают зашивку профнастилом (пластик, металл), металлическим листом, деревом и др. Зашивку проводят шурупами или дюбелями (в зависимости от материала).
За это время фундамент полностью выстоялся, и можно непосредственно монтировать механизм для откатных ворот, который имеет срок службы (открывание-закрывание) не менее 5000 циклов. На швеллере своими руками устанавливаем роликовые тележки, поставляемые в комплекте с фурнитурой. Для их точной установки (чтобы они не смещались) берут швеллер и закрепляют на нем роликовые тележки боковой частью. Затем накладываем на них направляющий рельс, выставляем полотно и по уровню, и вдоль линии забора, а в конце прихватываем сваркой.
После этого нужно обязательно закрепить на несущих столбах улавливатели ворот (верхний и нижний), а также поддерживающие ролики (верхние). Если вы достали и используете опорно-несущие столбы из металлических труб, то ролики и улавливатели можно прикрепить своими руками непосредственно к самому столбу при помощи сварки. При использовании гранитных или же кирпичных столбов ролики и улавливатели лучше крепить на металлической стойке, в качестве которой подойдет металлическая труба сечением 60х30х2 мм. Эта труба, в свою очередь, крепится к столбам (кирпичным, гранитным или бетонным) с помощью дюбелей или специальных хомутов.
Есть два способа осуществить такое управление.
Плюсы: быстрый монтаж, есть все компоненты, минимум усилий.
Минусы: очень дорого.
Плюсы: на порядок дешевле
Минусы: максимум усилий, отсутствие компонентов и трата времени на их поиски, медленный монтаж.
Рассмотрим оба случая.